Стоит ли откладывать восстановление бухгалтерского учета?

Работа бухгалтера, несмотря на «непыльность» — нелегкий труд. Некорректные действия молодых, неквалифицированных специалистов по ведению бухгалтерского и налогового учета и предоставлению отчетности могут привести к серьезным ошибкам, результатом которых может стать наложение штрафов и пеней со стороны проверяющих органов, неверное начисление зарплат, увеличение налогового бремени, заморозка счетов. Кроме того, кризис предприятия, произошедший по причине невозможности принятия правильных управленческих решений из-за недостоверности информации о финансовом положении организации – далеко не редкость.

Если долгое время бухгалтерский учет не велся должным образом или отсутствовал, необходимо прибегнуть к процедуре восстановления учета, главной целью которой является приведение документации организации в соответствие с действующими нормативными актами и требованиями законодательства. Данная процедура сводит к минимуму вероятность проблем с контролирующими службами и уменьшает риск нежелательных финансовых последствий.

Этапы восстановления учета

  • Инвентаризация товарно-материальных ценностей, восстановление количественного учета. На этом этапе инспекторы проводят сопоставление фактического наличия имущества фирмы с данными бухгалтерского учета.
  • Сбор, обработка и анализ имеющейся бухгалтерской документации и электронных баз данных. На данном этапе необходимо сделать сверки расчетов с контрагентами, чтобы выяснить какие документы должны быть обозначены в учете, а также произвести сверки с инспекцией МНС РБ, ФСЗН, РУП «Белгосстрах». Этот этап занимает больше всего времени ввиду трудоемкости и высокого риска столкнуться с рядом проблем. Так, не все контрагенты могут согласиться пойти навстречу организации, занимающейся восстановлением учета, поднимать документы, подтверждающие сотрудничество, из архива, отправлять их по факсу.
  • Предоставление в налоговую инспекцию/проверяющие органы всех подготовленных документов по бухгалтерской и налоговой отчетности в оговоренный период. На данном этапе уплачиваются все недоимки по налогам, которые могли возникнуть в результате неправильного ведения учета организации.
  • Проведение независимой аудиторской оценки деятельности предприятия сторонней, независимой организацией. Цель аудиторской проверки — выявить недочеты, указать замечания и предоставить рекомендации по ведению бухгалтерии.

Почему медлить с восстановлением бухгалтерского учета не стоит?

Несмотря на предупреждения контролирующих органов и многочисленные прецеденты, некоторые владельцы бизнеса не спешат с инициацией процедуры восстановления бухгалтерского учета. Между тем, таких руководителей ожидает ряд серьезных проблем.

Так, на компанию, которая ввиду неправильного ведения учета, предоставит в налоговые органы недостоверную налоговую отчетность, содержащую существенные противоречия или расхождения (к примеру, отклонения выручки, полученной от реализации от выручки от поступления средств на р/с организации) может быть наложен арест всех счетов, а ее руководитель вызван в налоговые органы для дачи разъяснений. Арест счетов влечет невозможность хозяйствования фирмы, а на юридическое лицо налагается штраф.

Вместе с тем на законодательном уровне проведение проверок при отсутствии у проверяемого субъекта документов, связанных с налогообложением, разрешается, а контролирующим органом разрешено самостоятельно определять размер налогов, причитающихся к уплате в бюджет. (п.17 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной деятельности в Республике Беларусь»).

Определения размера выплат производится двумя методами:

  • расчетным методом, на основании данных и сведений о юрлицах и ИП, занимающихся аналогичной деятельностью.
  • на основании транзакций и движений денежных средств по банковским счетам фирмы.

Сумма допричислений, составленная по одному из этих методов, всегда намного больше той суммы, которую бы заплатила организация при корректном ведении учета. Поскольку при расчете данными методами не принимаются в зачет НДС и расходы организации, так как первичная документация предоставляется не полностью или отсутствует вовсе. Если же организацией по-прежнему игнорируется восстановление бухгалтерского учета, налагаются все новые и новые штрафы в результате проверок.

Невыполнение процедуры восстановления бухучета ведет к тому, что все контрагенты, а также иные заинтересованные лица (акционеры, партнеры, кредиторы) не получают достоверную информацию о финансовом положении организации, что может ввести их в заблуждение относительно дальнейшего сотрудничества.

В результате, организация, которая вовремя не озаботилась восстановлением бухгалтерского учета, не только теряет деловую активность, а вместе с ней и прибыль, которая могла быть от нее получена, но и доверие кредиторов, контрагентов, партнеров, а также может оказаться в долгах у государства.

В связи с этим, ждать, пока нагрянет беда нет оснований, все эти проблемы легче предотвратить, чем решать. Эффективный контроль за работой бухгалтера, своевременное выявление некомпетентных специалистов, а также вовремя проведенная процедура восстановления бухгалтерского учета — все это является надежным гарантом финансового благополучия предприятия.

Смотрите также:

Дата публикации: 27.02.2020

    Отправьте заявку на обратный звонок – и мы вам перезвоним
    Мы отправим вам результаты расчета
    Результат расчёта будет представлен в виде pdf-файла