Пошаговая инструкция для регистрации частного предприятия

ЧП (или ЧУП) – одна из наиболее популярных организационно-правовых форм собственности для малого и среднего бизнеса. Ее преимущества связаны с возможностью использовать жилое помещение в качестве юридического адреса фирмы, закреплением за учредителем фирмы права на владение ее имуществом, отсутствием материальной ответственности собственника за долги и банкротство предприятия. Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим деятельность ЧП в Беларуси, является Декрет Президента РБ №1 от 16.01.2009 «О государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования». Открытие частного предприятия – сложный и многоэтапный процесс, сопряженный со значительными временными и физическими затратами, не исключены ошибки в составлении и подготовке документации. Мы приводим подробную пошаговую инструкцию для тех, кто решил зарегистрировать ЧП самостоятельно.

ЭТАП 1: Подготовка необходимой документации

Согласование наименования организации

Компетенции по согласованию наименований ЧП возложены на регистрирующие органы: районные и городские исполкомы, Мингорисполком – для организаций, расположенных в Минске. Согласование может производиться как при личном обращении, так и по почте, а также через электронный портал ЕГР путем подачи заявления в электронном виде. К названию ЧП предъявляются определенные требования:

  • Запрещается в названии регистрирующегося предприятия использовать тождественные наименования уже существующих юр. лиц.
  • Наименование предприятия должно содержать указание на характер его деятельности (торговое, производственное, транспортное и прочее).
  • Запрещается использовать в наименовании названия государств, общепризнанные аббревиатуры и т.д.

Определение местонахождения

В отличие от ООО, местонахождение которого может быть определено только в нежилом помещении, юридический адрес ЧП может быть обозначен в том числе и в жилом помещении, при условии, что это помещение находится в собственности у учредителя, либо (если помещение планируется снимать) при наличии гарантийного письма о предоставлении юридического адреса от собственника.

Подготовка устава и формирование уставного фонда

Устав – главный организационно-правовой документ, регламентирующий всю деятельность предприятия. Учредительный документ должен составляться индивидуально, с учетом специфики и вида деятельности организации и не требует нотариального засвидетельствования. Помимо общих обязательных положений, обозначенных в ст.14 Закона РБ «О хозяйственных обществах», он может содержать:

  • Порядок купли-продажи или наследования долей.
  • Компетенции каждого из участников общества (учредителя, директора, управляющего).
  • Порядок созыва собраний участников общества для обсуждения текущих вопросов.
  • Ограничения по виду, сумме совершаемых сделок и другие положения.

Уставной фонд ЧУП может содержать как определенную сумму в денежном эквиваленте, так и неденежные вклады, например, имущественные права, ценные бумаги. Законодательно минимальный размер фонда не регламентирован государством. Уставной фонд должен быть сформирован в течение 12 месяцев с момента регистрации ЧП.

Оплата государственной пошлины

В настоящее время сумма государственной пошлины за регистрацию ЧП составляет 1 базовую величину – 24,5 рублей. Реквизиты для оплаты указаны на сайте регистрирующих органов.

ЭТАП 2: Регистрация

Для регистрации предприятия в качестве ЧП необходимо представить в регистрирующий орган ряд документов:

  • Заявление по форме, утвержденной Постановлением Министерства Юстиции РБ от 27.01.2009 №8.
  • Оригинал или копия платежного документа, подтверждающего внесение оплаты госпошлины.
  • Устав организации в двух экземплярах + его электронная копия.
  • Документ, удостоверяющий личность.
  • При подаче документов представителем – доверенность на представителя нотариально заверенная.

Регистрация частного предприятия считается совершенной в день подачи всех необходимых документов, оформленных соответствующим образом.

ЭТАП 3: Приобретение печати, открытие расчетного счета, постановка на учет в контролирующих инстанциях

В день подачи документов собственнику выдается один экземпляр устава, содержащий штамп о государственной регистрации. Этот документ необходим для заказа печати организации при обращении в специализированные компании, осуществляющие данные услуги. Печать, как правило, изготавливается в течение нескольких рабочих дней. Однако в связи со вступлением в силу Декрета Президента Республики Беларусь № 7 «О развитии предпринимательства», субъекты хозяйствования вправе не использовать печати при ведении экономической деятельности.

Далее необходимо открыть расчетный счет в банке. Для этого необходимо представить заявление на открытие расчетного счета, копию устава с печатью, подтверждающей государственную регистрацию, карточку с образцами оттиска печати и подписями тех граждан, которые могут подписывать финансовые документы, а также документ, удостоверяющий личность.

По завершению этого этапа, необходимо поставить свою организацию на учет в контролирующие инстанции: ФСЗН (фонд социальной защиты), налоговые органы (ИМНС), а также «Белгосстах».

Смотрите также:

Дата публикации: 28.09.2019

    Отправьте заявку на обратный звонок – и мы вам перезвоним
    Мы отправим вам результаты расчета
    Результат расчёта будет представлен в виде pdf-файла